Бесплатный антивирусВ чём различие между бесплатной версией антивируса от платной? От другого бесплатного программного обеспечения, например Linux или OpenOffice? Различия очень даже значительны, но главное из них состоит в том, что антивирус требует ежедневного, ежечасного обслуживания и обновления разработчиком вирусных баз. Процедура эта не бесплатная и не может быть сделана простом энтузиазме. Откуда же тогда берутся деньги? Представьте себе ситуацию, возле вашего подъезда стоят крепкие молодые люди. Ваши действия? Вариантов немного, спокойно пройти мимо. Вызвать полицию. Понаблюдать, издалека. Но уж точно вы не пригласите их к себе домой — посторожить вашу квартиру. Ситуация правильно обозначает подход к проблеме бесплатных приложений по защите вашего компьютера. Почему вы должны довериться незнакомым вам людям и почему они должны охранять вас бесплатно? Когда вы бесплатно пользуетесь Facebook или Gmail, зарплату программистам, за электричество и обслуживание серверов обеспечивают деньги рекламодателей. И пользователи самый настоящий товар для этих сервисов. Вы «платите» за доступ тем, что даёте своё согласие получать рекламу, более точно нацеленную на ваши привычки, интересы и психологические уязвимости. Но антивирус не показывает рекламу… Где же деньги?

Есть мнение, за разработку корпоративных антивирусов, платят достаточно и «на сдачу» можно делать бесплатный антивирус для пользователей. Это верно в том смысле, что программисты все равно пишут движок, а специалисты-вирусологи — разбирают вирусы. Опустим вопрос, какое количество исключительно дорогих корпоративных контрактов нужно иметь, чтобы такая компания была рентабельна, допустим денег хватает. Но само существование антивируса для пользователей налагает на производителя изрядное обязателство — каждому из них нужно ежедневно, по несколько раз в день раздавать обновления баз! Соответствующая инфраструктура стоит немалых денег и заставить заплатить за нее корпоративных клиентов невозможно. Таким образом, эта бизнес-модель выдерживается до тех пор, пока частных пользователей значительно меньше, чем корпоративных. А ведь у главных производителей «бесплатного ПО» дело обстоит наоборот.

Все производители бесплатного антивирусного ПО состоят в одном или нескольких крупных партнерствах, рекламировать пользователям другие продукты и услуги. Работающий бесплатный антивирус — плохая рекламная площадка, у некоторых пользователь его не видит вовсе, поэтому абсолютная цель на то, что пользователь видит часами — веб-браузер. Поэтому производители вместе с установкой своего продукта по умолчанию проводят инсталляцию либо тулбара для браузера, либо собственной поисковой страницы, либо чего-то ещё. О чем реклама умалчивает, так это о дополнительной функциональности. Предпочтения и перемещения пользователя протоколируются и по возможности ему показываются спонсируемые результаты поиска или контекстная реклама. Также, может быть принудительно изменена домашняя страница браузера и защищена от изменения.
От этого барахла можно отказаться на этапе инсталляции — если будете внимательным, найдёте кнопку «Не устанавливать тулбар» и не поддаваться желанию нажать кнопку «Стандартная установка — Рекомендуется». Мы постоянно напоминаем пользователям выполнять эти действия, но правда такова, что всё равно этим пренебрегают.

Рекламное дополнение к браузеру удалить непросто

Насколько важен рекламный источник дохода для антивирусной компании, вы поймете, когда попытаетесь удалить фирменное дополнение к браузеру или сменить домашнюю страницу. Эта задача не из лёгких, поскольку антивирус активно защищает панель от деинсталляции. Как минимум вас будут пугать тем, что вы больше не защищены и сейчас начнется все  самое ужасное. Как максимум вы увидите диагностическое сообщение о том, что вредоносная программапопыталась изменить настройки системы и была заблокирована. В общем, поведение подобных панелей инструментов таково, что некоторые независимые эксперты даже называют их вредоносными. Конечно, при желании удалить панель спонсорского поиска все же можно. Некоторые антивирусы не используют фирменную панель поиска, но находят другие оригинальные способы заработка. Например, при шопинге в популярных онлайн-магазинах всплывает окошко с предложениями того же товара на других сайтах. Эта функция явно не относится к безопасности, зато несет вполне понятную коммерческую выгоду разработчикам. Вне зависимости от нюансов технической реализации модель успешно работает и каждый из них рано или поздно тратит деньги, поддавшись на рекламу, потихоньку отрабатывая свой бесплатный антивирус.

Но реклама не является абсолютным злом. Многим людям реклама помогает найти продукт, который им действительно нужен. Однако, когда речь идет о постоянной, ежедневной работе, подобной созданию и поддержке антивируса, приоритетом антивирусной компании должны быть интересы пользователей. А когда деньги платят не пользователи, а рекламодатели, акцент неизбежно смещается. Об этом прекрасно сказали основатели и разработчики WhatsApp:

«Мы хотим, чтобы программисты тратили свое время на улучшение продукта, а не на создание все более изощренных систем аналитики, слежки за пользователями, чтобы удовлетворить рекламодателей»

Именно в этом и состоит проблема бесплатных антивирусов. Бесплатность, с одной стороны, снимает с разработчика ответственность перед пользователем, с другой стороны, переносит акценты с улучшения продукта на удовлетворение нужд рекламодателей. Эта стратегия, несомненно, может приносить деньги, но что она принесет пользователям продукта в долгосрочной перспективе? Ответ можно найти, заглянув в сравнительные тесты независимых лабораторий.